|
|
Управление, кибернетика, информатика в Военном деле
Каждое войсковое звено имеет свой орган управления, своего командира. Командир отделения, например, управляет отделением, но им в свою очередь управляет командир взвода, выше - командир роты и т. д.
Рис. 1. Многоступенчатая (многоконтурная) система управления
Таким образом, система управления войсками многоступенчата и иерархична. Несмотря на то, что каждая ступень управления имеет свои особенности, между ними много и сходного. Например, процессы сбора, обработки и передачи информации. Ведь управление войсками — это, во-первых, управление людьми, а во-вторых, информационное воздействие (команда, приказ, распоряжение, сигнал) органов управления на подчиненные войска. Система управления представляет собой замкнутый контур, включающий в себя орган управления и управляемый объект, которые соединены между собой каналами прямой и обратной связи (рис. 1). Стоит лишиться какого-либо звена в контуре, как управление сразу же прекратится.
По каналу прямой связи идет командная информация, т. е. указания, что и как должны делать подчиненные в бою. По каналу же обратной связи поступает информация о том, как выполняются команды, приказы, где и в каком состоянии находятся подчиненные, что происходит у них. Управление — дело давнее. Однако понятие обратной связи, несмотря на кажущуюся теперь очевидность, стало применяться в нем всего каких-нибудь 50 лет назад. Это и понятно: ведь и сама-то наука управления, несмотря на многовековую практику, начала складываться лишь в начале двадцатого столетия. К середине века стало понятно, что для эффективного управления нужна надежная обратная связь. По прямой связи может передаваться множество распоряжений, но управление будет иметь лишь призрачный характер. Это по-
хоже па езду в автомобиле с завязанными глазами и заткнутыми ушами по улицам с оживленным движением.
Открытие обратной связи — это достижение кибернетики, как науки об общих законах управления, и тесно связано с информатикой.
Каждый цикл управления состоит из следующих информационных процессов:
получение сведений о предстоящей боевой задаче (какого противника, в какой последовательности разгромить, чего достигнуть);
получение сведений о положении, характере действий, состоянии своих войск и войск противника, о местности, погоде, об искусственно созданных в ходе боя средах (затоплениях, пожарах, радиоактивном заражении);
принятие командиром решения на бой, постановка боевых задач подчиненным.
Известно, что в бою происходит как бы круговорот информации: сбор данных, их обработка, принятие решения, постановка задач, затем опять сбор данных, принятие решения, постановка задач и т. д. Пока этот круговорот существует, управление есть. Стоит ему где-то прерваться, управление застопорится.
Для того чтобы хорошо управлять, надо беспрерывно собирать, обрабатывать, передавать много сведений, а стало быть, нужны эффективные методы и средства сбора, обработки и передачи потоков информации. А это и является предметом информатики, помогающей правильно, быстро, без потерь собрать и продуктивно использовать с трудом добытую оперативно-тактическую и другую информацию, необходимую для управления войсками.
|
|