|
|
T1 Cunningham
T1 HMC
M2 Light Tank
T3 HMC
T2 Light Tank
T2 Medium Tank
M7 Priest
T18 HMC
M3 Stuart
T56 GMC
M22 Locust
M2 Medium Tank
M37
T82 HMC
M5 Stuart
M8A1
T40
M3 Lee
M41 HMC
M24 Chaffee
M7
T67
M10 Volverine
M4 Sherman
T1 Heavy Tank
M4A2E4 Sherman
M44
T37
T21
M18 Hellcat
M36 Jackson
M4A3E8 Sherman
M4A3E2 Sherman Jumbo
M6
M12
M41 Walker Bulldog
T71
T25/2
T25 AT
T20
T29
M40/M43
T49
T69
T28 Prototype
T28
M26 Pershing
T26E4 SuperPershing
T32
T34
M53/M55
T54E1
T30
T95
M46 Patton
M103
T92
T57 Heavy Tank
T110E4
T110E3
M48A1 Patton
T110E5
Параллельно с созданием лёгких танков T1 американцы вели разработку среднего танка, превосходящего лёгкие по защищённости, а «Либерти» по подвижности. Этот средний танк должен был носить индекс М1921, весил 23 тонны и вооружался 75-мм гаубицей во вращающейся башне. Эта пушка позволяла прямым попаданием фугасного снаряда не просто подбить, а полностью разрушить лёгкий танк. На испытаниях такая печальная участь постигла М1917, использованный в качестве мишени.
После семи лет разработок машина так и не пошла в серийное производство из-за высокой стоимости.
Параллельно с T1 Medium разрабатывался и испытывался средний танк меньшей массы — 15-тонный Т2 Medium. Он также строился компанией Cunningham по схеме, сходной со схемой лёгкого Т1. Танк мог развивать скорость до 25 миль в час по шоссе, оснащался 37- или 47-миллиметровыми пушками и пулемётами. Фактически, на тот момент Т2 Medium был лучшим танком, разработанным Департаментом вооружений. В то же время его стоимость была чересчур высока для Америки периода Великой Депрессии.
Великая Депрессия привела к радикальному пересмотру бронетанковой концепции Соединённых Штатов. Теперь предполагалось вооружать механизированные части лёгкой, подвижной и более дешёвой техникой. Несколько проектов было предложено инженером Дж. У. Кристи, однако к его колёсно-гусеничным танкам военные отнеслись довольно равнодушно.
К 1934 году Кристи так надоел военным, что они были готовы принять на вооружение что угодно, лишь бы отказать назойливому и резкому в общении инженеру. В апреле 1934 года капитан Рэйри предложил проект танка с использованием ходовой Кристи и корпуса с четырьмя пулемётными спонсонами и новой 37-мм пушкой во вращающейся башне. Департамент обрадовался появившейся возможности, отказался от ходовой Кристи и предложил использовать в конструкции недавно разработанную ходовую часть, унифицированную с лёгким танком Т2 и более дешёвую в производстве, после чего машине был присвоен индекс Т5.
После долгой доработки проекта в декабре 1937 был выпущен первый прототип с деревянной башней. Примерно через год на танк установили настоящую стальную башню и отправили его на испытания в Абердин.
Т5 защищался бронёй толщиной около 25 мм, приводился в движение двигателем «Континенталь» воздушного охлаждения и мог развивать скорость до 31 мили в час по шоссе. Вооружение включало в себя 37-мм пушку и несколько пулемётов. В башне танка и бортовых дверях были предусмотрены отверстия для стрельбы из личного оружия.
Летом 1939 года танк наконец был принят на вооружение под индексом М2. Машину выпускал арсенал в Рок-Айленде.
Вторая мировая война, вспыхнувшая в Европе, заставила правительство США серьёзно пересмотреть свои взгляды на бронетанковые войска. Уже не рассчитывая отсидеться за океаном, американцы развернули работу над более совершенными машинами. Итогом стало появление летом 1940 года среднего танка М3. Но это — уже совсем другая история.
Продолжение следует.
|
|