|
|
Летающие танки
Вопрос о повышении подвижности танкового вооружения возник практически сразу после их появления. Первым решением проблемы было перемещение техники с помощью автомобилей со специально оборудованными прицепами. Но как вы понимаете для такого передвижения были нужны качественные дороги. И в 1930 году впервые к помощи прибегла авиация. И как бы странно это не звучало танки взмыли в воздушное пространство.
Одним из первооткрывателей такого вида передвижения был американец Дж. Уолтер Кристи. Его танк не имел башни и весил всего четыре тонны благодаря стальному и алюминиевому материалу из которого был произведен. Машина была способна развивать скорость до 190 км/ч, а на гусеницах до 90 км/ч. По словам Кристи при установке на танк крыльев, он бы превратился в настоящий реактивный самолет. Но к сожалению его концепцию не поддержали.
Но даже не сама транспортировка танка, а процесс сброса его с воздуха стал проблематичным. Для того,чтобы при ударе о поверхность техника не деформировалась,и не выходила из строя к днищу стали устанавливать специальные амортизирующие приспособления. В качестве экспериментов были и попытки приделать танку крылья. В основу была взята теория уже известного нам Кристи. Идея заключалась в к подвешиванию танка к безмоторному самолету. После посадки танк мог отсоединиться без выхода экипажа наружу.
Практически сразу же после появления на поле боя нового рода оружия — танков — встал вопрос повышения их «оперативной подвижности». Сначала его пытались решать с помощью автотранспорта — специальных прицепов и кузовов. Потом боевые машины стали оснащать дополнительным движителем автомобильного типа — так появились колесно-гусеничные танки. Однако для всего этого были нужны дороги. Но если дорог нет, а до противника очень надо дотянуться? Военные разных стран еще в 1930-х годах обратили свой взор на авиацию. И танки… полетели.
К концу 1920-х годов ведущие военные державы мира уже располагали самолетами грузоподъемностью до нескольких тонн, позволявшими перевозить по воздуху достаточно габаритные грузы. Правда, в основном на внешней подвеске.
Одним из первых концепцию такого «летающего» танка предложил американский конструктор Дж. Уолтер Кристи. Его машина М.1932 представляла собой безбашенный танк, выполненный из стали и алюминиевого сплава (так называемого дюралюминия), весивший всего 4 тонны. На различных демонстрациях и показах в начале 1930-х годов эта машина на колесном ходу достигала совершенно фантастической скорости 190 км/ч — настоящий гоночный автомобиль! На гусеницах М.1932 тоже катился достаточно быстро — 90 км/ч. По мнению Кристи, такая скорость позволяла в случае установки на танк крыльев перелетать естественные и искусственные препятствия. Кроме того, можно было бы сбрасывать танк с самолета на бреющем полете. Однако ни для этого, ни для следующего «летающего» танка М.1933 авиационная часть так и не была разработана. Военное ведомство США к этим машинам не проявило интереса. Один образец танка М.1932 был закуплен Советским Союзом, но советских специалистов интересовала главным образом работоспособность колесно-гусеничного движителя. Собственно, к ходовым испытаниям все и свелось. Да и особой нужды в заимствовании зарубежного опыта не было, поскольку именно в СССР в начале 1930-х годов шло масштабное развертывание воздушно-десантных войск, сопровождавшееся отработкой различных способов доставки боевой техники по воздуху. >>Cсылка на источник информации>>
Михаил Барятинский
|