|
|
БМП относится к разряду бронированной боевой техники, которая предназначается для перемещения личного военного состава от их исходной базы до места выполнения боевой задачи.
К особенностям БМП можно отнести относительную защищенность, мобильность и легкую вооруженность. На сегодняшний день большинство разновидностей военизированной техники было создано в период существования Холодной Войны. В те года боевое бронированное вооружение создавалась с тем учетом, чтобы его можно было использовать в бою, в котором возможно применение ядерного оружия.
К примеру, придерживаясь этого условия, ученые и конструкторы создали БМП-1. Все последующие модели советских БМП и БМП других стран были созданы с учетом к5онцептуальных изменений. Однако реальность и положение вещей показали, что никакого ядерного оружия использовать не будут, да и войны с его применением пока нет.
В чем же заключаются основные особенности Боевых Машин Пехоты?
К ключевым параметрам, влияющим на машину на поле боя, относятся отличная боевая защита, возможность перенести воздействие ядерного оружия и высокая маневренность. Защита солдат обеспечена хорошей броней, однако из-за нее БМП весит достаточно много. По этим причинам одна из главных задач, которую выполняет БМП – это транспортировка солдат на место боя.
Боевая машина пехоты,бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты), предназначенная для передвижения личного состава и ведения боя. БМП придает мотопехоте необходимые в современных условиях защищенность (от оружия ОМП и обычных средств) и маневренность, усиливает огневую мощь и позволяет тесно взаимодействовать с танками.
В бою на БМП возлагаются следующие задачи: уничтожение живой силы противника, поражение легкобронированных машин, борьба с низколетящими воздушными целями и при необходимости – с танками противника.
Впервые БМП появились в СССР – в середине 1960-х как результат осмысления военной доктрины, которая предполагала возможность возникновения масштабных войн, в том числе и с применением ядерного оружия.
Первой серийной боевой машиной пехоты и родоначальником этого класса боевых бронированных машин стала советская БМП-1, принятая на вооружение в 1966. Машина была разработана КБ Челябинского тракторного завода. Являясь плавающей гусеничной бронированной машиной, БМП-1 при боевой массе 12,6 т могла развивать скорость 65 км/ч по шоссе и 7–8 км/ч на плаву. Помимо трех членов экипажа, БМП-1 вмещала восемь полностью экипированных мотострелков. Машина была вооружена 73-мм гладкоствольным орудием, 7,62-мм пулеметом, а также ПТУР 9М14М «Малютка».
Современная БМП – гусеничная (реже колесная) машина высокой проходимости и подвижности, как правило, плавающая, авиатранспортабельная и десантируемая парашютным способом, оснащена фильтровентиляционной установкой, приборами ночного видения и другим оборудованием.
Традиционная компоновочная схема для БМП (БМП-1 – СССР, AMX-10P – Франция, «Мардер-1» – ФРГ): моторно-трансмиссионное отделение расположено справа в передней части корпуса, слева – отделение управления, в центре – боевое отделение, в кормовой части – десантное отделение; вооружение установлено во вращающейся башне. Примером «танковой схемы» компоновки БМП является российская БМП-3, у которой моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части корпуса, отделение управления – в носовой части, боевое и десантное отделения – в центральной части.
Максимальная скорость движения машины на гусеницах 65–75 км/ч, на колесах до 100 км/ч, на воде 6–10 км/ч. Боевая масса 12,6–42,2 т. Кроме экипажа (2–3 человека) в БМП размещается отделение стрелков (6–9) человек.
Вооружение БМП: 25–40-мм автоматическая пушка, 1–2 пулемета, гранатомет, ПТРК. Огневая мощь основного вооружения БМП дополняется огнем стрелкового оружия, который ведут пехотинцы через амбразуры в бортах корпуса БМП. Возможна установка более мощного вооружения. Так, на БМП-3 установлены спаренные 100- и 30-мм пушки.
Защищенность большинства боевых машин данного класса противопульное (противоосколочное). Ряд БМП (например, германская «Мардер-2») обладают броней, сравнимой с броней основных боевых танков. Защищенность БМП также может быть усилена за счет установки дополнительных навесных листов с комбинированной броней или динамической защитой.
Как правило, БМП отличается от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. Принципиальным отличием БМП от БТР можно считать приспособленность к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия.
К боевым машинам пехоты относятся, в частности:
– советские/российские БМП-1 (КБ Челябинского тракторного завода; 1966)/-1К (командирский вариант БМП-1), П, ПГ, ПК, Д и М, БМП-2 (КБ КМЗ Курганского машиностроительного завода (КМЗ); 1980)/-2К (командирский вариант) и Д (1981), БМП-3 (КБ КМЗ; 1987)/-3К (командирская), БМД-1 (боевая машина десанта; КБ Волгоградского тракторного завода; 1969)/-1К (командирский вариант), П и ПК (командирский вариант БМД-1П; 1977), БМД-2 (1985)/-2К (командирский вариант БМД-2), БМД-3 (1990),
– а также австрийские «Улан» (встречается обозначение ASCOD; 1990), ARSV-25 и -30 (на шасси БТР «Пандур»); американские США M2/2A1 (1986), A2 (1988) и A3 (1995) «Брэдли»; аргентинская VCTP (TH-302; на базе германской БМП «Мардер-1»; бельгийская «СИБМАС» (1978); болгарские БМП-23/-23А (на шасси советского МТ-ЛБ),, БМП-30; британские FV 510 (MCV-80) «Уорриор» (1986); германские «Мардер-1» (1970), -1A1», -1A2» и -1А3», «Мардер-2» (1991); голландская YPR 765PRI (на базе американского БТР M113A1); греческая «Кентавр»; израильская «Ахзарит» (на базе советских средних танков Т-54 и Т-55; 1988); итальянские VCC-1 «Камиллино» (на базе БТР M113A1), -1TUA (поставлялись в Саудовскую Аравию) и -2, VCC-80 «Дардо» (1992); китайские «тип 89» (WZ501; копия советской БМП-1), «тип 503», YW307, YW309, NVH-1, NFY-1; польские BWP-1/-1M, BWP-40; румынские MLI-84 (на базе БМП-1), MLI-84M; французские AMX-10P (1972), -10P25, «Марс-15», VAB-VCI (на базе БТР VAB); чехословацкая BVP-1 (лицензионная БМП-1); шведская CV90 (1991); швейцарские «Торнадо-1» (1968) и -2» (1996); югославские BVP M80/80A; южнокорейская KIFV; японская «89» (1989).
Для современных БМП в целом характерно:
пониженная заметность машины в основных физических полях: радиолокационном, ИК, акустическом;
низкий силуэт с перспективой использования для этой цели необитаемой бронебашни с вынесенным в нее комплексом вооружения;
модульный принцип построения бронезащиты корпуса и башни. Принцип позволяет усиливать защиту машины при появлении у противника более эффективных средств поражения, а также по мере совершенствования технологии бронирования;
оснащение перспективных машин КАЗ-ми;
большие углы наклона верхнего лобового листа бронекорпуса (70...75 градусов) облегчающие возможность рикошетирования (доворота - при разнесенных схемах) на нем калиберных и подкалиберных снарядов; реализация разнесенных и многопреградных схем защиты;
стремление к минимизация последствий воздействия по машине превосходящего средства поражения по сравнению с заданными. Решается рядом конструктивно-компоновочных мероприятий, также установкой на внутренних поверхностях боевого и десантного отделений противоосколочных подбоев из полимерных композитов, снижающих количество и углы разлета заброневых осколков;
обеспечение защиты горизонтальных проекций машины (крыша корпуса и башни) от поражения кумулятивными боевыми элементами кассетных боеприпасов, и от самоприцеливающихся боеприпасов (боевых элементов), поражающих крышу машины «ударным ядром». Повышенная противоминная стойкость.
|